Птицы Джеймса Кокса
«Начало и конец не так далеки друг от друга, как кажется»
Джеймс Кокс
Только не думайте, что это какой-нибудь орнитолог и путешественник, ищущий приключений, покоряя все
мыслимые и немыслимые места, стремящийся доплытьдо островов Кука, где его могли с удовольствием зажарить! Нет, конечно, иначе он бы не прожил свою долгую и интересную жизнь.
Джеймс Кокс (1723-1800) — известный лондонский ювелир, часовщик и изобретатель, изготовил множество замечательных механизмов. Но история его жизни до нас дошла лишь скудными отголосками прошлых столетий, оставив след в
его творениях, которые не перестают восхищать
целые поколения людей.
Но даже из небольшого количества имеющихся сведений мы можем представить жизнь изобретателя и перенестись на пару сотен лет назад, чтобы окунуться в тот мир, когда только зарождалась механизмы, невиданные науке. Его гениальные автоматы, механические игрушки и часы – это выдающиеся, неповторимые изобретения, приводящие в восторг множество людей.
Карьера Кокса в качестве ювелира началась в 1751 году. Его механические творения были разработаны такими художниками, как Джозеф Ноллекенс и Иоганн Зоффани. Спорный вопрос, был ли сам Кокс ювелиром или просто талантливым предпринимателем, провозгласившим себя "золотых дел мастером". Известно лишь, что на него работало до тысячи человек.
Примерно в 1765 году Кокс начал производить роскошные игрушки, в которых для обрамления сложных механизмов европейские формы использовались вместе со слонами, пагодами и китайскими фигурами. Основным рынком сбыта стал Дальний Восток, Индия и Китай.
Несколько иллюстраций с Пекинского национального музея. То, что это часы европейские - понятно, но кто изготовил, знают только китайцы!
Перед тем, как мы доберёмся до птиц, один удивительный экспонат мастерской Кокса.
Среди многих моделей "вечного двигателя", которые не работают, так как нарушают законы физики, есть немного исключений. Например, известные "вечноидущие" часы Джеймса Кокса.
Он пошел по пути изготовления часового механизма, не требующего подзавода. Разумеется, изобретатель считал, что изобрел настоящую вечную машину, но конечно это не так.
Двигающей силой всего механизма была ртуть, которая под действием атмосферного давления поднималась или опускалась из стеклянной емкости внизу часов по стеклянной трубке. Все части механизма находились в подвешенном состоянии, и уравновешивались противовесами. И, когда ртуть подымалась в трубке, та, чуть увеличиваясь в весе, опускалась. Это обеспечило достаточное движение механизма подзавода пружины свернутой внутри часов. Колесо, соединяющее ртутный барометр и часы по задумке конструкторов, двигалось только в одном направлении, и грузы, необходимые для работы часового механизма, оказывались всегда поднятыми, неважно как вела себя ртуть (и, соответственно – атмосферное давление) – опускалась или поднималась в трубках.
Часы Кокса вписывают отдельную главу в историю изобретений человека. Заслуга Кокса в том, что он не только использовал силу науки, но уже в 18 веке сделал изобретение, предполагающее, что природа может обеспечить бесплатной энергией механизм, делая его практически "вечным".
В 1961 году часы приобрёл музей Виктории и Альберта, где они хранятся до сих пор. Разумеется без ртути, и поэтому замолкнувшие и недвижимые.
"Серебряный лебедь"
Это музыкальный автомат XVIII века, который находится в музее Боуза, в замке Барнард, Тисдейл, графство Дарем, Англия. Он был приобретен Джоном Боузом, основателем музея, у парижского ювелира в 1872 году.
Лебедь - заводной автомат, который включает в себя музыкальную шкатулку. Лебедь сидит в "ручье", который сделан из стеклянных стержней и окружён серебряными листьями. В ручье "плавают" мелкие серебряные рыбёшки.
Когда механизм заводят, начинает играть музыкальная шкатулка, а стеклянные стержни - вращаться, создавая иллюзию струящейся воды. Лебедь поворачивает голову из стороны в сторону. Через несколько мгновений он замечает плавающую рыбку и наклоняется, чтобы поймать и съесть одну. Затем голова лебедя возвращается в вертикальное положение и представление, длившееся около 32 секунд, заканчивается. Чтобы сохранить механизм, лебедя заводят только один раз в день - в 14:00.
Здесь немного покрупнее и более отчётливо.
И вот то, что я хотел показать в первую очередь: часы "Павлин" у которых своя интересная история!
Кокс, открывший в Лондоне музей, где были выставлены сложные автоматы с фигурами животных и людей, издавал красочные каталоги дорогих изделий, доступных лишь знатным особам. Восхищенный замысловатыми работами фаворит Екатерины II захотел удивить императрицу и заказал у ювелира, работавшего с приглашенным немецким мастером Фридрихом Юри, занимательную игрушку с гигантским павлином, совой и петухом.
Все части тяжеловесного шедевра были настолько искусно сделаны, что никто не увидел в нем ни одного винтика. Часовых дел мастер из Германии создал уникальное устройство, где действуют четыре самостоятельных механизма, которые постоянно работают вот уже несколько веков. Они соединены с единой системой рычагов, которая запускает их в определенной последовательности.
Огромный размер механизма не позволил везти его в Россию целиком, и автомат разобрали, а когда его доставили, то не смогли собрать: одни части были сломаны, а другие перепутаны. Неисправный механизм пытались запустить несколько мастеров из Санкт-Петербурга, но все было бесполезно. Интересно, но Кокс безуспешно пытался наладить торговые отношения с Россией, и, скорее всего, причиной неудачи являлась плохо организованная доставка ценного подарка.
Громоздкие часы хранились в Таврическом дворце фаворита до 1791 года. Если бы не талантливый изобретатель Кулибин, которому Потемкин поручил отремонтировать сложнейший механизм, то никто бы не увидел работающую уникальную композицию. Два года потратил русский гений, полностью разобравший монументальный часовой автомат, чтобы понять принцип его действия и установить все неполадки. Он сделал все возможное, чтобы механизм вновь пришёл в движение, и стал вторым творцом конструкции. К сожалению, Потемкин умер, так и не увидев "оживший" шедевр, на котором, кстати, нет подписи мастера, его изготовившего. Только на одной детали обнаружилась выгравированная буква J, которую ставил немец Юри.
После смерти фаворита Екатерина II забрала в казну его дворец со всем убранством, в том числе и роскошным подарком, успешно восстановленным Кулибиным. Через шесть лет новый император Павел I отдал механизм в Эрмитаж. Считается, что это единственная во всем мире крупнейшая конструкция, дошедшая до нас без изменений с XVIII века.
Джеймс Кокс
Только не думайте, что это какой-нибудь орнитолог и путешественник, ищущий приключений, покоряя все
мыслимые и немыслимые места, стремящийся доплытьдо островов Кука, где его могли с удовольствием зажарить! Нет, конечно, иначе он бы не прожил свою долгую и интересную жизнь.
Джеймс Кокс (1723-1800) — известный лондонский ювелир, часовщик и изобретатель, изготовил множество замечательных механизмов. Но история его жизни до нас дошла лишь скудными отголосками прошлых столетий, оставив след в
его творениях, которые не перестают восхищать
целые поколения людей.
Но даже из небольшого количества имеющихся сведений мы можем представить жизнь изобретателя и перенестись на пару сотен лет назад, чтобы окунуться в тот мир, когда только зарождалась механизмы, невиданные науке. Его гениальные автоматы, механические игрушки и часы – это выдающиеся, неповторимые изобретения, приводящие в восторг множество людей.
Карьера Кокса в качестве ювелира началась в 1751 году. Его механические творения были разработаны такими художниками, как Джозеф Ноллекенс и Иоганн Зоффани. Спорный вопрос, был ли сам Кокс ювелиром или просто талантливым предпринимателем, провозгласившим себя "золотых дел мастером". Известно лишь, что на него работало до тысячи человек.
Примерно в 1765 году Кокс начал производить роскошные игрушки, в которых для обрамления сложных механизмов европейские формы использовались вместе со слонами, пагодами и китайскими фигурами. Основным рынком сбыта стал Дальний Восток, Индия и Китай.
Несколько иллюстраций с Пекинского национального музея. То, что это часы европейские - понятно, но кто изготовил, знают только китайцы!
Перед тем, как мы доберёмся до птиц, один удивительный экспонат мастерской Кокса.
Среди многих моделей "вечного двигателя", которые не работают, так как нарушают законы физики, есть немного исключений. Например, известные "вечноидущие" часы Джеймса Кокса.
Он пошел по пути изготовления часового механизма, не требующего подзавода. Разумеется, изобретатель считал, что изобрел настоящую вечную машину, но конечно это не так.
Двигающей силой всего механизма была ртуть, которая под действием атмосферного давления поднималась или опускалась из стеклянной емкости внизу часов по стеклянной трубке. Все части механизма находились в подвешенном состоянии, и уравновешивались противовесами. И, когда ртуть подымалась в трубке, та, чуть увеличиваясь в весе, опускалась. Это обеспечило достаточное движение механизма подзавода пружины свернутой внутри часов. Колесо, соединяющее ртутный барометр и часы по задумке конструкторов, двигалось только в одном направлении, и грузы, необходимые для работы часового механизма, оказывались всегда поднятыми, неважно как вела себя ртуть (и, соответственно – атмосферное давление) – опускалась или поднималась в трубках.
Часы Кокса вписывают отдельную главу в историю изобретений человека. Заслуга Кокса в том, что он не только использовал силу науки, но уже в 18 веке сделал изобретение, предполагающее, что природа может обеспечить бесплатной энергией механизм, делая его практически "вечным".
В 1961 году часы приобрёл музей Виктории и Альберта, где они хранятся до сих пор. Разумеется без ртути, и поэтому замолкнувшие и недвижимые.
"Серебряный лебедь"
Это музыкальный автомат XVIII века, который находится в музее Боуза, в замке Барнард, Тисдейл, графство Дарем, Англия. Он был приобретен Джоном Боузом, основателем музея, у парижского ювелира в 1872 году.
Лебедь - заводной автомат, который включает в себя музыкальную шкатулку. Лебедь сидит в "ручье", который сделан из стеклянных стержней и окружён серебряными листьями. В ручье "плавают" мелкие серебряные рыбёшки.
Когда механизм заводят, начинает играть музыкальная шкатулка, а стеклянные стержни - вращаться, создавая иллюзию струящейся воды. Лебедь поворачивает голову из стороны в сторону. Через несколько мгновений он замечает плавающую рыбку и наклоняется, чтобы поймать и съесть одну. Затем голова лебедя возвращается в вертикальное положение и представление, длившееся около 32 секунд, заканчивается. Чтобы сохранить механизм, лебедя заводят только один раз в день - в 14:00.
Здесь немного покрупнее и более отчётливо.
И вот то, что я хотел показать в первую очередь: часы "Павлин" у которых своя интересная история!
Кокс, открывший в Лондоне музей, где были выставлены сложные автоматы с фигурами животных и людей, издавал красочные каталоги дорогих изделий, доступных лишь знатным особам. Восхищенный замысловатыми работами фаворит Екатерины II захотел удивить императрицу и заказал у ювелира, работавшего с приглашенным немецким мастером Фридрихом Юри, занимательную игрушку с гигантским павлином, совой и петухом.
Все части тяжеловесного шедевра были настолько искусно сделаны, что никто не увидел в нем ни одного винтика. Часовых дел мастер из Германии создал уникальное устройство, где действуют четыре самостоятельных механизма, которые постоянно работают вот уже несколько веков. Они соединены с единой системой рычагов, которая запускает их в определенной последовательности.
Огромный размер механизма не позволил везти его в Россию целиком, и автомат разобрали, а когда его доставили, то не смогли собрать: одни части были сломаны, а другие перепутаны. Неисправный механизм пытались запустить несколько мастеров из Санкт-Петербурга, но все было бесполезно. Интересно, но Кокс безуспешно пытался наладить торговые отношения с Россией, и, скорее всего, причиной неудачи являлась плохо организованная доставка ценного подарка.
Громоздкие часы хранились в Таврическом дворце фаворита до 1791 года. Если бы не талантливый изобретатель Кулибин, которому Потемкин поручил отремонтировать сложнейший механизм, то никто бы не увидел работающую уникальную композицию. Два года потратил русский гений, полностью разобравший монументальный часовой автомат, чтобы понять принцип его действия и установить все неполадки. Он сделал все возможное, чтобы механизм вновь пришёл в движение, и стал вторым творцом конструкции. К сожалению, Потемкин умер, так и не увидев "оживший" шедевр, на котором, кстати, нет подписи мастера, его изготовившего. Только на одной детали обнаружилась выгравированная буква J, которую ставил немец Юри.
После смерти фаворита Екатерина II забрала в казну его дворец со всем убранством, в том числе и роскошным подарком, успешно восстановленным Кулибиным. Через шесть лет новый император Павел I отдал механизм в Эрмитаж. Считается, что это единственная во всем мире крупнейшая конструкция, дошедшая до нас без изменений с XVIII века.
Подпишитесь на группу «Птицы»
и получите возможность читать самые интересные материалы про них:
Подписаться на группу
Смотрите также

Ну какие ж милахи! :-) Плотненькие, пухленькие, шустрые – бегают, что-то клюют, негромко попискивают )... Читать далее»

Весна и лето то самое печальное время, когда птенцы самых разных видов начинают вылетать из гнезда и... Читать далее»
Комментарии:
Написать комментарийМой земляк Кулибин наверняка ещё и улучшил оригинал!
Вот ведь Левша блоху подковал, а она потом скакать не могла, но тут совсем другая история