Читать свежее Кошки Собаки Все группы
Войти на сайт Регистрация Поиск по сайту
Опубликовала filippovaev1988 в группе Кошки

Бог и животные

Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики!)
Мне было интересно, какое отношение у Бога, к братьям нашим меньшим. Нашла, в инете, рассуждения на эту тему.
Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников1.

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­го — В. К.)2.

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”3. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них4.

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”5.

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

Рейтинг поста:  +16
Самара
1 февраля 2020 года
2
168

Комментарии:

Написать комментарий

Лыткарино
1 февраля 2020 года
+2  
Да, Лена! Тему подняла неоднозначную! И отношение к ней такое же!
Я православная христианка. Причём не из новообращенных. Крестили меня в бессознательном возрасте двух месяцев от роду, головку начала держать - сразу и окрестили.
Ещё и денег заплатили, чтоб родителям на работу не настучали!
Плохая я православная христианка! В храме бываю 3-4 раза в год. Да и то...
Например, пожертвования оставляю только в Покровском женском монастыре, где мощи Матронушки Московской пребывают. Понимаю умом, что монастырь существует только на пожертвования - находится в центре Москвы - никаких угодий нет!
Так вот! К чему я всё это. Буддизм, в этом смысле, мне как-то ближе. Эта религия уравнивает животных с людьми.
Тут на работе был случай. Моя коллега, сидя за компом, как заорёт : " Быстрее, быстрее! Лен, наступи! Дави его, дави!"
Я гляжу, а по полу таракан бежит. Давить его я категорически отказалась, мотивируя тем, что он ничего плохого мне не сделал.
А в ответ услышала, что у меня начало старческого маразма. И голову мне надо лечить конкретно.
Вот как-то так, Лен. Может сумбурно, но от души!

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
+3  
Леночка, у меня друг, татарин по национальности. Так он всегда поздравляет меня, с нашими, православными праздниками, как и я его, с мусульманскими. И говорит, что Бог един, как его не назови! Я считаю, что все разделения на религии, пошли от региона, и сообразно климату, в котором проживает человек. И продукты, которые мы употребляем в пищу, полезны для организма, только те, что произрастают в регионе нашего "обитания".
Не у тебя, а у твоей коллеги, и не начало, а конец, старческого маразма)
Я окрестилась сознательно, вместе с сыночком, которому, на тот момент, 8 месяцев было) В Бога верую, в церковь, тоже, редко хожу. Но считаю, что люди, которые молятся, ходят в храм, и при этом творят зло, по отношению ко всему живому, ЛИЦЕМЕРЫ! Если молюсь, то дома, вдали от всех глаз. И верю, что Господь слышит меня и в моей скромной квартирке) Ленок, тоже сумбуроно, но тоже от души!)

Пенза
1 февраля 2020 года
+1  
Согласна с Вами - сама так же делаю - молюсь дома. просто неприятно стоять в церкви рядом с воинствующими старушками...Придя с молебна - тем же ртом говорить гадости о каком то человеке или событии...Это не лицемерие - подлость...Тема хорошая и интересная , спасибо...

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
 
Спасибо за "на одной волне")

Пенза
1 февраля 2020 года
 
Именно так

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
 

Пенза
1 февраля 2020 года
 

Лыткарино
1 февраля 2020 года
 
Ответ для filippovaev1988
Милаха ты моя!!! Бедная моя девочка!
Меня ещё в детстве учили - как ты к людям, так и они к тебе!
Сейчас это неактуально стало, увы!

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
+1  
Ответ для кошка Глафира
Лен, Рэекса повели на прививку, но Елена (врач) отказала. Сказала, что после "вольерного" кашля, у нас карантин, на месяц)) И пока зубки молочные не поменялись) Назначила на начало марта. Сказала, что сделает одну прививку (типа 2 в 1)))

Лыткарино
1 февраля 2020 года
 
А врач она хороший?
Вообще у нас, у кошачьих, так и есть.
Сначала первая прививка - через 20-ть дней - повторная!!!
Вы его проглистогонили???!

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
+1  
Ленок, врач от Бога! Она Васеньку оперировала и спасла!!!! Глистогонили в первый же день. Вчера купили глистогонные для всей семьи) Троим - в ветклинике и нам, с мужем, в аптеке) Для профилактики.

Лыткарино
1 февраля 2020 года
 
Ленуль, душа моя! Прекрасно, что есть такой врач!!! Рада за твоих хвостиком несказанно!!!
У меня дела другие, увы.
А дальше, как Бог даст, Ага,

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
+1  
Что, Лен, у тебя случилось?! Почему "увы"?

Лыткарино
1 февраля 2020 года
 
Нет, дорогая! Всё хорошо! Мы все - я и мои кошечки, - живы и здоровы!!! Всё у нас отлично!!! Правда, правда!!!
Увы, потому как нет надежды на благоприятное развитие событий вообще!
Никто не застрахован от неудач.
Как-то так!

Ростов-на-Дону
1 февраля 2020 года
+3  
В Ильинском храме деревне Лемешево (рядом с Подольском) регулярно служат о сохранении творения Божия. На богослужения люди приходят со своими котами, отец Пётр их кропит святой водой. Люди и отец Пётр подкармливают бездомных животных. При храме есть приют для бездомных животных





Симферополь
1 февраля 2020 года
 
ух ты
как написано: все дышащее да славит Господа!

Тирасполь
1 февраля 2020 года
+2  
Ответ для ЮлияР-Д
Читала где-то как отреагировала церковь на эти богослужения - чуть анафеме не предали священников! Это очень отвращает. И если бы я не считала себя истинно верующей, не знала бы, что законы Божьи могут быть неправильно истолкованы даже священниками ( ведь они тоже люди) - это могло бы сильно поколебать мою веру. Но ведь сами же святые отцы говорят: посмотрите вокруг - Господь - он во всем, в каждой травинке, в каждом создании своем! Да, это правда. Я с детства это чувствовала , и до сих пор меня это радует и волнует.

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
 
Ответ для ЮлияР-Д
Как же это прекрасно!!!!

Псков
1 февраля 2020 года
 
Ответ для ЮлияР-Д
вот это я понимаю - отношение - и не на словах, а на деле.
Религии придумали люди. И во всех сферах жизни, куда ни ткни, преобладает человеческий фактор.

Симферополь
1 февраля 2020 года
 
по поводу можно ли есть животных.
Так вот сначала, до потопа Бог дал повеление людям есть только растения
Бытие, глава 1, стихи 29-30
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду,) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

А после потопа сказал, чтобы ели и животных:
Бытия, глава 9, стихи 3-4:
все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте;

кровь есть нельзя, п.ч. там находится душа.

Читала научную статью, там все популярно расписывалось, почему до потопа человеку хватало одной растительной пищи. Тогда над землей был плотный водяной слой. На земле была совсем другая атмосфера, другое давление

Тирасполь
1 февраля 2020 года
+5  
Какая интересная статья! Какая непростая тема! Но для меня и для таких как я она предельно проста - есть у животных душа! И относиться к ним надо как к равным, но более слабым и несамостоятельным. И разговаривать с ними надо, обязательно, они от этого развиваются , их интеллект растет. И если мой кот сам приходит за стол во время праздничных застолий - мы никогда не прогоним его, наоборот, нам приятно видеть и чувствовать духовное единение всей семьи, всех ее членов.
Как точно замечено автором статьи: душа - она от Духа святого! Что тут еще скажешь?
"Неразумное". "не имеющее духовной ценности"... Какая подлая позиция! Ну, конечно, все гуманоиды на земле разумны, бесценны и духовны; ненароком вспомнишь Чикатило и ему подобных... А как же быть с людьми-инвалидами, отстающими в развитии, даунами? Они ведь тоже получается не имеют вообще никакой ценности - они ведь не духовны и не разумны?
Очень интересна мысль о том, что животные страдают из-за человеческого грехопадения. Я никогда над этим не задумывалась, а подумать стоит . Читала Елену Блаватскую, знаменитого мистика ( именно ту, которую обливали грязью и современники, и наши "совки"). Поразительного ума и душевной тонкости женщина была! Она делала выводы, что животные, которых Господь не искупил своей жертвой, получают бессмертную душу за свою жертвенность по отношению к нам, и за страдания, принимаемые ими от нас.
Леночка, спасибо тебе за такую классную публикацию. Сохранила в избранное

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
+1  
Людочка, я обожаю книги Блаватской! Не помню, как рассказ называется, но там про то, что один человек приехал в Тибет и попросил ламу, чтобы тот дал ему власть видеть всё то, что другие люди узреть не могут. Лама его долго отговаривал, и сказал что если даст ему этот дар, то забрать его, обратно, не сможет. Так, после обряда, человек стал видеть всех умерших, слышать их голоса, видеть все захороненные, в земле, тела и знать, как они умерли. Это было ужасно! Но, увы, избавиться от этого он не смог. Очень интересный рассказ. Перечитала б, с удовольствием, но не помню названия. И в инете найти не смогла.

1 февраля 2020 года
 
Елена, спасибо за статью

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
 

1 февраля 2020 года
 

Обнинск
1 февраля 2020 года
 
Леночка, спасибо ! Интересная тема

filippovaev1988 (автор поста)
Самара
1 февраля 2020 года
 

Ростов-на-Дону
5 февраля 2020 года
+1  
Спасибо, всё интересно: и статья и отклики. Вот только люди, предки людей, человекообразные обезьяны - вымершие и ныне существующие - всеядны, собиратели. Мамонт попадался не всегда))), а вот кузнечики, грызуны, птенцы и т.д. попадались регулярно. Так что мы изначально были всеядными, с переходом к двуногости (7 млн.лет назад), а тем более с появлением (2 млн. лет назад) регулярного изготовления орудий труда (именно постоянного, т.к. иногда орудия делают дарвиновские вьюрки, вороны, каланы, тем более обезьяны и др.) мясная пища стала обязательной в рационе. Поймал, съел и целых 4-6 часов есть не хочется, можно заняться творчеством, изобретательством. Вот и друзей мы прежде всего себе выбрали хищников: кошек, собак, хорьков.
А растительноядных используем как пищу. Там не всё так просто, в двухсловах не расскажешь, да разумеется ещё многое неизвестно. Сейчас найдены десятки тысяч скелетов ископаемых людей, начиная с ардипитека, который вероятно первым стал ходить на двух ногах..


Оставить свой комментарий

B i "
Отправить
 

Дневник питомца
Заведите дневник домашнего питомца на Птичка.ру
Добавить питомца
Какие животные вас интересуют?